- AMD опровергла слухи, что видеокарта Radeon... (188)
- Совершенно новый Toyota RAV4 2026 засняли на... (262)
- Lada Iskra с «автоматом» показали... (266)
- «Мне очень понравилась. Заднюю передачу... (279)
- Новая статья: Обзор и тестирование 120- и... (330)
- Так выглядит Lada Iskra SW Cross:... (384)
- Прототип сверхзвукового авиалайнера Boom... (425)
- Nissan Qashqai 2025 уже доступен в... (326)
- Российский электромобиль «Атом» воплотили в... (315)
- Первый ЦОД Stargate получит собственные... (311)
- AMD изначально планировала оценить... (354)
- YouTube переложил ответственность за... (341)
- На юпитерианской луне Ио произошло мощнейшее... (310)
- Новый трейлер Kingdom Come: Deliverance 2... (429)
- Видеокарт AMD Radeon в этом году будет как... (364)
- Видеокарты GeForce RTX 5080 на старте будут... (401)
Учёные нашли способ улучшить электрическую тягу и защитить космические корабли от собственных ионных выхлопов
Дата: 2025-01-27 15:53
В мире космических технологий произошёл значительный прорыв в области электрических двигателей для космических аппаратов. Учёные из Университета Вирджинии и Университета Южной Калифорнии провели исследование, которое может существенно улучшить защиту космических кораблей от собственных выхлопов.
Электрические двигатели, также известные как ионные двигатели, становятся всё более популярными в космической индустрии. Они используются в различных миссиях, начиная от прототипов на космических аппаратах NASA Deep Space 1 и европейском SMART-1 в 1998 и 2003 годах соответственно, и заканчивая флагманскими научными миссиями NASA Dawn и Psyche к поясу астероидов. Более того, существуют планы по использованию электрической тяги на космической станции NASA Lunar Gateway.
Принцип работы электрического двигателя основан на ионизации нейтрального газа, такого как ксенон или криптон, хранящегося на борту космического корабля. Электрический ток удаляет электрон из атомов газа, создавая облако ионов и электронов. Затем, благодаря эффекту Холла, генерируется электрическое поле, которое ускоряет ионы и электроны, формируя характерный голубой шлейф, вырывающийся из космического корабля со скоростью более 60 000 километров в час.
Иллюстрация: NASAСтруя ионов, вылетающая из космического корабля, обеспечивает тягу согласно третьему закону движения Исаака Ньютона. Хотя для набора импульса требуется некоторое время из-за разреженности ионного шлейфа, ионные двигатели имеют ряд преимуществ. Они требуют меньше топлива, что снижает массу корабля и, соответственно, стоимость запуска. Кроме того, ионные двигатели расходуют топливо не так быстро, как химические ракеты.
Энергия для электромагнитных полей часто обеспечивается солнечными батареями, поэтому технологию иногда называют солнечной электрической тягой. Для миссий, удалённых от Солнца, где солнечный свет слабее, может использоваться ядерная энергия в форме радиоизотопных термоэлектрических генераторов.
Однако у электрической тяги есть и недостатки. Одна из основных проблем заключается в том, что ионный шлейф может повредить космический аппарат. Несмотря на то, что шлейф направлен в сторону от космического аппарата, электроны в нём могут изменить направление движения, двигаясь против направления шлейфа и ударяясь о космический корабль. Это может привести к повреждению солнечных батарей, антенн связи и других открытых компонентов.
Чен Цуй из Инженерной школы и Школы прикладных наук Университета Вирджинии подчеркнул важность стабильной работы электрических двигателей в течение длительного времени, особенно для миссий, которые могут длиться годами.
Для решения проблемы защиты космического корабля от обратно рассеянных электронов необходимо было сначала понять их поведение в шлейфе ионного двигателя. Именно этим занялись Чен Цуй и Джозеф Ван из Университета Южной Калифорнии. Они провели суперкомпьютерное моделирование выхлопа ионного двигателя, изучая термодинамическое поведение электронов и их влияние на общие характеристики шлейфа.
Испытания усовершенствованной электрической двигательной установки в Исследовательском центре имени Гленна NASA. Источник: NASA / Jef JanisРезультаты исследования показали, что поведение электронов в шлейфе зависит от их температуры и скорости. Цуй сравнил электроны с шариками, упакованными в трубку. Внутри пучка электроны горячие и движутся быстро, их температура мало меняется вдоль направления пучка. Однако, когда «шарики» выкатываются из середины трубки, они начинают остывать. Это охлаждение происходит интенсивнее в направлении, перпендикулярном направлению пучка.
Другими словами, электроны в ядре пучка, движущиеся с наибольшей скоростью, имеют более или менее постоянную температуру. А те, что находятся снаружи, остывают быстрее, замедляются и выходят из пучка, потенциально рассеиваясь обратно и ударяясь о космический корабль.
Теперь, когда учёные лучше понимают поведение электронов в ионном шлейфе, они могут учесть эти данные при разработке будущих двигателей с электрической тягой. Это позволит искать способы ограничения обратного рассеяния или удержания электронов в ядре пучка. В конечном итоге, это может помочь миссиям с электрической тягой летать дальше и дольше, движимым нежным голубым ветром ионного шлейфа.
Это открытие имеет значение для будущего космических исследований. Улучшенная защита космических аппаратов от собственных выхлопов позволит значительно продлить срок службы спутников и межпланетных зондов, что в свою очередь сделает космические миссии более эффективными и экономически выгодными. Благодаря мощным суперкомпьютерам, учёные смогли детально изучить поведение частиц в ионном двигателе, что было бы крайне сложно сделать в реальных условиях космоса.
Открытие учёных может стать катализатором для новых исследований в области электрической тяги. Возможно, в ближайшем будущем мы увидим разработку новых типов ионных двигателей, которые будут ещё эффективнее и безопаснее для космических аппаратов.
Подробнее на iXBT
Предыдущие новости
Проблема приняла федеральный масштаб: тысячи россиян должны доплатить ФТС крупные суммы за купленные по параллельному импорту машины
Федеральная таможенная служба (ФТС) начала массово рассылать владельцам машин требование о необходимости доплатить в казну сотни тысяч рублей, о чем пишет Autonews. Об этом сообщалось и раньше, однако теперь ситуация приобрела федеральный масштаб, поскольку уведомления получили тысячи граждан, которые приобрели ввезенные по параллельному импорту машины. Причина заключается в...
Китайский ответ Stargate: КНР вложит в развитие ИИ 1 трлн юаней
Власти Китая, по сообщениям сетевых источников, разработали программу AI Industry Development Action Plan, направленную на комплексное развитие инфраструктуры и сервисов ИИ в стране. На эти цели в течение следующих пяти лет планируется направить не менее ¥1 трлн, или около $138 млрд. Отмечается, что инициатива AI Industry Development Action Plan является ответом КНР на...
Intel Core Ultra 9 185H, 96 ГБ ОЗУ и 8 ТБ SSD в крошечном корпусе. Представлен мини-ПК Morefine S800
Китайский производитель Morefine представил свой новейший мини-ПК S800, нацеленный на международные рынки. Это компактное, но очень мощное устройство. Morefine S800 оснащен 16-ядерным 24-потоковым процессором Intel Core Ultra 9 185H с 24 МБ Smart Cache. Он включает в себя графический процессор Intel Arc Graphics с тактовой частотой 2,35 ГГц. Morefine S800 поддерживает...
Эти машины выпускают в России, но нужны ли они? Kaiyi берут всё меньше даже для госнужд
Завод «Автотор», расположенный в Калининграде, продолжает выпуск автомобилей Kaiyi для российского рынка, включая модели различных классов. Однако объём госзакупок снижается. Как сообщает «Автопоток», объем госзакупок автомобилей Kaiyi калининградской сборки с завода «Автотор» в 2024 году сократился до 31 млн рублей, что на 11% меньше показателей 2023 года. Такие данные...