- Honor инвестирует $10 млрд в ИИ, чтобы стать... (68)
- Новая статья: Компьютер месяца, спецвыпуск:... (68)
- У кроссоверов Haval новый интерьер: салон... (118)
- Представлен кроссовер Chery Omoda... (110)
- Такой камеры нет ни у кого: Xiaomi... (151)
- DeepSeek заявил о «теоретической»... (134)
- Предсерийные Lada Iskra показали на новых... (138)
- Энергоэффективные чипы Ampere Altra выходят... (120)
- В CAD-схемах iPhone 17 Pro обнаружена... (178)
- Инженеры Aston Martin воссоздадут «дыхание»... (148)
- Xiaomi представила электросамокат Electric... (174)
- Галлюцинации ИИ: новая модель OpenAI GPT-4.5... (187)
- Дообучение ИИ-модделей на проблемном коде... (163)
- Honor становится в один ряд с Google и... (166)
- Honor становится в один ряд с Google и... (203)
- Немецкий стартап Polaris получил контракт на... (204)
Безанодные твердотельные батареи приближаются к массовому производству: наночастицы серебра размером 50 нм повысили ёмкость на 30%
Дата: 2025-03-01 23:18
Литий-ионные аккумуляторы, от смартфонов до электромобилей, стали основой современной энергетики, но их потенциал близок к пределу. Растущий спрос на устройства с повышенной автономией заставляет исследователей искать альтернативы.
Группа учёных под руководством Келси Хатцелл, доцента Принстонского университета и сотрудницы Центра энергетики и окружающей среды имени Андлингера, представила новые данные о работе безанодных твердотельных батарей — технологии, способной превзойти литий-ионные аналоги по энергоёмкости, безопасности и компактности. Результаты исследований раскрывают ключевые механизмы, препятствующие массовому внедрению таких систем, и предлагают пути их решения.
В отличие от традиционных литий-ионных аккумуляторов с жидким электролитом, твердотельные батареи используют керамический или полимерный электролит. Это не только повышает энергетическую плотность, но и расширяет рабочий температурный диапазон, снижая риски возгорания. Второе принципиальное отличие — отсутствие анода: при зарядке ионы лития осаждаются непосредственно на медный токосъёмник, формируя тонкий металлический слой.
«Убрав анод, мы сокращаем стоимость и упрощаем производство, так как литиевая фольга требует сложных методов обработки», — пояснила Хатцелл. По её словам, это открывает путь к созданию электромобилей с запасом хода свыше 800 км, увеличению автономности гаджетов и даже развитию электрической авиации.

Однако жёсткость твёрдого электролита создаёт проблему контакта с токосъёмником. Микронеровности на их поверхностях приводят к неравномерному осаждению ионов. В работе учёные продемонстрировали, как давление влияет на этот процесс. При низком давлении (менее 1 МПа) образуются «горячие точки» с интенсивным осаждением и зоны с плохим контактом, где ионы формируют дендриты — игольчатые структуры, способные пробить электролит. Высокое давление (свыше 10 МПа), хотя и улучшает равномерность, вызывает механические напряжения, приводящие к трещинам. «Идеал — поддерживать равномерный контакт при минимальном давлении, ведь полностью исключить дефекты электролита невозможно», — отметила Хатцелл.
Предложенное решение: межслойное покрытие из углерода и наночастиц серебра между электролитом и токосъёмником. Эксперименты показали, что частицы серебра размером 50 нм, образуя сплавы с литием, обеспечивают равномерное осаждение ионов и распределение напряжений. Более крупные частицы (200 нм) провоцируют рост нитевидных структур, снижающих стабильность батареи после 50 циклов. «Меньший размер частиц минимизирует деформации межслоя, сохраняя его целостность», — пояснил Со Хван Пак, постдок в группе Хатцелл.
Прогресс в исследованиях синхронизируется с промышленными амбициями. Samsung планирует начать массовое производство твердотельных батарей к 2027 году, Toyota — к 2030. Однако, как подчёркивается в обзоре Nature Materials, ключевой барьер — интеграция лабораторных решений в существующие производственные цепочки. «Твердотельные батареи могут перевернуть энергетику, но их выпуск требует переосмысления логистики», — отметил Джефф Сакамото, директор консорциума MUSIC, объединяющего 16 научных групп из девяти институтов.
Хатцелл, возглавляющая в MUSIC направление по производственным технологиям, уверена, что текущие исследования закладывают основу для скачка. «Задача — за несколько лет перейти от лабораторий к заводам. Наша работа по оптимизации контактов и межслойных структур — важный шаг на этом пути», — заключила учёная. Сейчас безанодные твердотельные батареи проходят этап проверки на масштабируемость, и успех здесь определит, станут ли они новой энергетической нормой или останутся нишевым решением.
Подробнее на iXBT
Предыдущие новости
Intel переносит сроки запуска новых заводов в Огайо на фоне убытков в $18,8 млрд и рыночных вызовов
Корпорация Intel, столкнувшаяся с финансовыми трудностями, объявила о пересмотре сроков завершения строительства двух новых фабрик по производству чипов в Огайо. Запуск проекта стоимостью $28 млрд, который изначально планировался на 2025 год, теперь ожидается не ранее 2030 года. Это станет первым за несколько десятилетий заводом Intel, построенным «с нуля». «Крайне важно...
Сверхэластичный сплав выдержал перепад от -269°C до +127°C — прорыв для космических миссий и медицины
Учёные из Университета Тохоку представили революционный сверхэластичный сплав на основе титана и алюминия (Ti-Al), способный сохранять свойства в экстремальном температурном диапазоне — от -269°C (температура жидкого гелия) до +127°C. Этот материал сочетает лёгкость, прочность и способность полностью восстанавливать форму после деформации, что открывает новые горизонты для...
Новая технология e-Taste позволяет ощутить вкус в виртуальной реальности
Учёные из Университета штата Огайо представили систему, расширяющую возможности виртуальной реальности (VR) за счёт цифровой симуляции вкусовых ощущений. Разработка под названием e-Taste объединяет сенсоры, распознающие ключевые вкусовые молекулы, и беспроводные химические дозаторы для передачи вкусовых сигналов на расстояние. В основе технологии лежит анализ пяти базовых...
Toyota запускает новую модель прямых продаж: цены на Toyota Corolla Hybrid у всех дилеров в Китае теперь будут одинаковы
Совместное предприятие FAW Toyota запустило новую модель прямых продаж Toyota Corolla Hybrid в Китае: теперь стоимость устанавливается производителем и контролируется на протяжении всех этапов. Фото Autohome Это гарантирует единую стоимость машины у всех дилеров в Китае — вне зависимости от их месторасположения или каких-то других факторов. При таком подходе дилер не сможет...