- Представлен новейший Tank 300 Hook Road:... (609)
- Солнечный ветер под прицелом: спутники EZIE... (611)
- В Китае страдающим от алкоголизма начали... (656)
- 36 миллионов выиграла россиянка благодаря... (677)
- Microsoft развернёт системы охлаждения LG в... (454)
- Toyota Land Cruiser устарел. Новый... (533)
- Красота: новейший 4,0-литровый V8 для... (543)
- Lada Iskra SW Cross получила клиренс 200 мм... (486)
- Рама, полный привод, мощный мотор и... (570)
- Трагическое ДТП с электромобилем SU7... (454)
- Представлен совершенно новый Lexus ES... (487)
- BMW добавит DeepSeek в свои машины уже в... (508)
- Самый-самый и первый по многим параметрам.... (417)
- Это новый флагман Chery: представлен большой... (419)
- Немногие помнят такую «Красную шапочку»: в... (407)
- Немного помнят такую «Красную шапочку»: в... (587)
Китайские инженеры создали мягкого робота WHERE-Bot, который обходит препятствия без датчиков и передвигается в сложной среде за счёт выворачивающейся структуры
Дата: 2025-03-29 18:13
Исследователи из Университета Цинхуа разработали WHERE-Bot — мягкого робота без колёс, который перемещается в сложных условиях, избегая препятствий без камер или датчиков. Устройство, готовящееся к демонстрации на конференции IEEE RoboSoft в апреле, использует уникальный принцип движения за счёт выворачивания пружинного кольца.
Идея проекта родилась случайно: во время лабораторного собрания учёные экспериментировали с игрушкой Slinky — пружиной, которая шагает по ступенькам. «Соединив её концы, мы обнаружили, что пружину можно бесконечно выворачивать наружу, создавая гипнотизирующий эффект перетекания цвета, — поделился Шугуан Ли, старший автор исследования. — Это натолкнуло нас на вопрос: как подобная структура поведёт себя в разных средах — от песка до воды или труб?»

Конструкция WHERE-Bot основана на гибком кольце с винтовой структурой, закреплённом на центральном узле с мотором. При вращении кольцо выворачивается, а асимметричное распределение массы создаёт неравномерное трение о поверхность, заставляя робота двигаться по круговой траектории. «С первого взгляда кажется, будто он движется хаотично, — объяснил ведущий автор Сыюань Фэн. — Но контакт с грунтом запускает самораскручивание: более тяжёлая часть кольца “перетягивает” робота, как массивный объект на орбите».
Ключевое преимущество технологии — встроенная в механику способность к навигации. При столкновении с препятствием гибкая структура деформируется, позволяя роботу откатиться и сменить направление без алгоритмов и вычислений. «Он действует как рептилия: извивается, отталкивается от преграды и продолжает движение, — добавил Ли. — Это идеально для исследований в непредсказуемой среде — например, в пещерах или разрушенных зданиях».
Учёные видят множество приложений: от картографирования подземных полостей и инспекции трубопроводов до создания развлекательных систем — например, аттракционов с «умными» бамперами. В будущем WHERE-Bot может обзавестись пропеллерами для движения в воде, шипами для сцепления с песком или покрытием с регулируемым трением.
Однако текущий прототип ограничен материалом: пластиковое кольцо деформируется и ломается при сильных нагрузках. «Мы тестируем более прочные композиты, — отметил соавтор Дэнфэн Янь. — Также планируем добавить функциональные элементы, например, барьеры для защиты или модули для забора проб среды».
Разработка WHERE-Bot отражает тренд мягкой робототехники на бионические решения, где механика заменяет сложную электронику. По мнению авторов, их подход не только расширяет понимание движения в природе, но и открывает путь к созданию систем, которые смогут работать там, где традиционные роботы бессильны — от подземных лабиринтов до экстремальных ландшафтов других планет.
Подробнее на iXBT
Предыдущие новости
В России начали продавать Nissan Sylphy 2025 — от 2,1 млн рублей. Раньше такие машины выпускали в России
В России начали принимать заказы на бюджетные седаны Nissan Sylphy 2025 года выпуска. Автомобиль везут из Китая (срок доставки после оплаты машины — 25 дней, в стоимость включена доставка до Уссурийска), цена — 2,1 млн рублей. В стоимость включены все расходы, таможенное оформление и уплата утильсбора. Фото: Avito Несмотря на то, что речь идет о машине 2025 года выпуска,...
Представлен прототип компактных ядерных батарей — углерод-14 обеспечит имплантаты и датчики энергией на тысячи лет
Южнокорейские исследователи из Института науки и технологий Тэгу Кёнбук представили прототип батареи, способной генерировать электричество десятилетиями без подзарядки. В основе технологии — радиоактивный углерод-14, который выделяет безопасные для человека бета-частицы. Их энергия преобразуется в электричество с помощью полупроводника из диоксида титана — материала,...
Новое слово в тактильных технологиях: инженеры научились «оживлять» прикосновения
Учёные из Северо-Западного университета (США) представили компактное беспроводное устройство, которое совершает прорыв в области тактильной обратной связи — оно умеет не просто вибрировать, а имитировать сложные ощущения: давление, скольжение и растяжение. В основе технологии устройства размером в несколько миллиметров — магнит и катушки, через которые проходит ток....
В России выпустили уже почти 15 тыс. кроссоверов и внедорожников Exeed, на складах дилеров скопилось много машин
Директор «Автостата» Сергей Целиков сообщил о том, что количество собранных в России кроссоверов и внедорожников Exeed подбирается к отметке в 15 тыс. единиц. Фото: Exeed «Не все знают, но Exeed с мая 2024-го собирают на подмосковном заводе в Есипово (бывший MB [Mercedes-Benz]). Количество российских VIN уже приближается к 15 тысячам», — написал Сергей Целиков. Он также...