- Всего 71 тыс. рублей в год — такова... (17)
- Трамповские тарифы поломают интернет, пугают... (16)
- Gigabyte представила плату AORUS Z890... (15)
- Новая статья: Обзор системного блока MSI MPG... (96)
- Компьютерный корпус высотой более 1 метра,... (80)
- Curator отразила атаку крупнейшего в истории... (16)
- Nvidia так и не решила проблему опасного... (145)
- «Вы не Bethesda, ребята»: соруководитель CD... (109)
- Хромированные видеокарты — это что-то... (141)
- Ноутбук с процессором MediaTek, GPU Nvidia и... (127)
- В Москве и области начнут следить за... (128)
- Первые независимые обзоры GeForce RTX 5060 —... (120)
- Журналисты показали 50 минут геймплея... (107)
- Nvidia придётся так сильно урезать новый... (138)
- Учёные поищут лучшие лекарства в космических... (128)
- Доля Nvidia на рынке ИИ-чипов Китая рухнула... (124)
Вся вода Марса «улетела» в космос? Новое исследование говорит о том, что если бы угол наклона оси Марса не менялся, то на нём до сих пор было бы много воды
Дата: 2025-05-21 17:36
Европейские планетологи обнаружили, что значительная часть воды на Марсе исчезла из-за периодических изменений в угле наклона оси вращения планеты. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Astronomy, при больших углах наклона скорость потери воды в космос возрастала в десятки раз по сравнению с современными темпами.

«Мы пока не можем точно сказать, сколько воды Марс потерял за все время существования, но предполагаем, что улетучивание атомов водорода из его атмосферы сыграло важную роль в этом процессе. Наш анализ показывает, что темпы потери водорода резко увеличивались более чем на порядок [6 × 1027 атомов в секунду] в те периоды, когда ось вращения Марса была сильно наклонена», — отмечают исследователи.
Группа европейских ученых под руководством Габриэллы Гилли из Астрофизического института Андалузии в Гранаде пришла к такому выводу, разработав детальную трехмерную модель климата и атмосферы Марса. Модель позволяет точно оценивать скорость улетучивания различных атомов и ионов из атмосферы планеты в космос под воздействием солнечного ветра.
Интерес ученых к этому процессу обусловлен тем, что недавние измерения, полученные с помощью зондов MAVEN и «ЭкзоМарс-TGO», показывают, что Марс должен был потерять значительно меньше воды, чем предполагает геологическая информация о существовании в прошлом рек, озер и океанов на его поверхности. Это заставило ученых предположить, что в прошлом скорость испарения атомов водорода в космос могла быть значительно выше.
Руководствуясь этой гипотезой, астрономы просчитали частоту попадания молекул воды в верхние слои атмосферы Марса в разные эпохи и их последующего распада на водород и кислород, способные покинуть планету. Оказалось, что скорость испарения сильно зависела от угла наклона оси Марса: чем больше угол, тем быстрее планета теряла воду. Это связано с накоплением пыли, поглощающей солнечную энергию, что приводит к нагреву и разрежению атмосферы.
Ученые отмечают, что ось Марса периодически «качается» в широком диапазоне, и в прошлом возникали периоды с наклоном до 35-40 градусов, по сравнению с нынешними 25 градусами. В такие периоды темпы потери водорода были на один-два порядка выше, чем сегодня, что привело к потере огромного количества воды, достаточного для покрытия всей поверхности планеты слоем в 80 метров.
За последнее десятилетие планетологи нашли множество свидетельств существования рек, озер и океанов на поверхности Марса в глубокой древности. По текущим оценкам, их объем был сопоставим с земным Северным Ледовитым океаном, а общего количества воды хватило бы для покрытия поверхности планеты слоем в 140 метров. Куда исчезла эта вода, ученые пока не могут точно сказать, но новое исследование проливает свет на один из ключевых факторов ее потери.
Напомним, ранее учёные опровергли одну из гипотез о наличии воды на Марсе: тёмные полосы на Красной планете не содержат жидкости.
Подробнее на iXBT
Предыдущие новости
AMD в два раза увеличила объем памяти Radeon RX 9070 XT — получилась Radeon AI PRO R9700, в пять раз превосходящая GeForce RTX 5080 в работе с ИИ
Компания AMD представила первую видеокарту в новой линейке, ориентированной на ускорение задач искусственного интеллекта — Radeon AI PRO R9700. Новинка основана на том же GPU Navi 48, что и Radeon RX 9070 XT, но оптимизирована для AI-нагрузок. GPU содержит 64 вычислительных блока (4096 потоковых процессоров), 128 AI-ускорителей, а TDP достигает 300 Вт. Фото: AMD Ключевое...
Ретро-дизайн и современное «железо»: SilverStone представила корпус FLP02 в стиле 80-х
Компания SilverStone решила расширить линейку компьютерных корпусов FLP в ретро-стиле 80-х и представила на выставке Computex 2025 модель FLP02. В отличие от выпущенного в прошлом году горизонтального корпуса FLP01, модель FLP02 выполнена в формате башни. Источник изображений: Tom's...
Seasonic показала 3200-Вт блок питания, умный кабель для видеокарты с защитой от оплавления и другие новинки
Компания Seasonic представила на выставке Computex 2025 ряд передовых решений в области питания, обеспечивающих надёжную работу настольных ПК даже при особых требованиях к конфигурации, пишет TechPowerUp. Источник изображений:...
Windows 11 получит функцию Cross Device Resume для бесшовного переключения между устройствами
Microsoft работает над новой функцией Cross Device Resume для Windows 11, напоминающей функцию Handoff в macOS. Она позволяет продолжить бесшовное использование приложения, запущенного на ПК, на мобильном устройстве и наоборот. Впервые такая возможность была показана на мероприятии Microsoft Build 2025 — разработчики продемонстрировали возобновление мобильного сеанса...