- Дорогущие литографические машины ASML... (708)
- Tesla тонет, прибыль падает. Президент США... (756)
- Tesla тонет, прибыль падает. Президент США... (796)
- Сборку Lada Iskra SW Cross на конвейере... (775)
- Грунт с обратной стороны Луны впервые... (735)
- Всего 12 Lada Aura, 59 новеньких Iskra, ни... (814)
- В космос за урожаем: российские ученые... (596)
- Аккумуляторы всех новых Tesla Model 3 и... (733)
- Ещё до запрета нашумевший чат-бот DeepSeek... (835)
- Представлена «Система на пластине-X»... (625)
- TSMC уже вовсю выпускает чипы по улучшенному... (640)
- Для Intel настали тяжёлые времена: компания... (537)
- TSMC уже во всю выпускает чипы по... (594)
- 419 километров над Землей: «Прогресс МС-30»... (598)
- Как поменялись цены на популярные седаны... (507)
- Чего ещё нет у самого богатого человека на... (807)
Представлен прототип компактных ядерных батарей — углерод-14 обеспечит имплантаты и датчики энергией на тысячи лет
Дата: 2025-03-29 17:28
Южнокорейские исследователи из Института науки и технологий Тэгу Кёнбук представили прототип батареи, способной генерировать электричество десятилетиями без подзарядки. В основе технологии — радиоактивный углерод-14, который выделяет безопасные для человека бета-частицы. Их энергия преобразуется в электричество с помощью полупроводника из диоксида титана — материала, используемого в солнечных панелях.
Литий-ионные аккумуляторы, несмотря на повсеместное применение, имеют очевидные недостатки: ограниченный срок службы, вредные для экологии производство и утилизация, а также «потолок» эффективности. «Производительность таких батарей практически достигла максимума», — подчёркивает профессор Ин Су Ил, руководитель проекта. Его команда решила использовать углерод-14 — побочный продукт атомных электростанций, который дёшев, доступен и обладает периодом полураспада 5730 лет.

Принцип работы напоминает солнечные элементы, но вместо света здесь задействованы бета-частицы. Учёные обработали полупроводник красителем на основе рутения, усилив его лимонной кислотой. При столкновении частиц с этим слоем возникает цепная реакция — «электронный лавинный эффект», генерирующий ток. Ключевой прорыв — размещение радиоуглерода на обоих электродах, что сократило потери энергии и повысило КПД с 0,48% до 2,86%.
Такие батареи могут питать устройства, где частая замена источника энергии неудобна или опасна: кардиостимуляторы, датчики в труднодоступных зонах (например, на океанском дне) или космические зонды. Технология безопасна — бета-излучение блокируется алюминиевой фольгой.
Однако текущая мощность прототипа пока что слишком мала для смартфонов или электромобилей. Следующая задача — оптимизировать форму излучателя и найти материалы, эффективнее поглощающие частицы. «Мы приближаемся к эре компактных ядерных источников размером с палец», — говорит профессор Ин.
Если разработчикам удастся увеличить КПД, то технология может стать частью климатической стратегии, сократив зависимость от лития и гигантских АЭС. Вместо них — миниатюрные «атомные» элементы в устройствах, которые окружают нас каждый день.
Подробнее на iXBT
Предыдущие новости
Новое слово в тактильных технологиях: инженеры научились «оживлять» прикосновения
Учёные из Северо-Западного университета (США) представили компактное беспроводное устройство, которое совершает прорыв в области тактильной обратной связи — оно умеет не просто вибрировать, а имитировать сложные ощущения: давление, скольжение и растяжение. В основе технологии устройства размером в несколько миллиметров — магнит и катушки, через которые проходит ток....
В России выпустили уже почти 15 тыс. кроссоверов и внедорожников Exeed, на складах дилеров скопилось много машин
Директор «Автостата» Сергей Целиков сообщил о том, что количество собранных в России кроссоверов и внедорожников Exeed подбирается к отметке в 15 тыс. единиц. Фото: Exeed «Не все знают, но Exeed с мая 2024-го собирают на подмосковном заводе в Есипово (бывший MB [Mercedes-Benz]). Количество российских VIN уже приближается к 15 тысячам», — написал Сергей Целиков. Он также...
Биомеханика собак помогла создать четвероногого робота с минимальным энергопотреблением
Инженеры из Делфтского технического университета и Федеральной политехнической школы Лозанны разработали четвероногого робота, способного передвигаться подобно собаке, почти не тратя энергию на активное управление. Это решение может привести к созданию принципиально новых механизмов — выносливых, адаптивных и экономичных, как живые организмы. Ключевая идея заложена в самой...
«Российская Toyota Camry» отменяется? У властей Санкт-Петербурга нет информации, когда заработает бывший российский завод Toyota
Александр Ситков, врио председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле, в интервью РБК сообщил о том, что у властей Санкт-Петербурга нет информации о том, когда на бывшем заводе Toyota начнут производить автомобили марки Aurus. Он также добавил, что, возможно, площадку в Шушарах вообще отведут под другой проект. Что за проект — пока не сообщается. ...