- Трансмиссии и комплектующие для Haval и... (761)
- Локализация грузовиков КамАЗ К5 достигла... (694)
- «Это целая наука, целая история», — глава... (709)
- «Скидки до 800 тыс. рублей. Ну, извините, у... (612)
- Отечественный 224-сильный рамный внедорожник... (698)
- Grok 3.5 станет самой умной моделью ИИ в... (763)
- OnePlus 10T подружили с Mac, добавили новые... (577)
- Редкий экспортный ВАЗ-2107 почти без пробега... (595)
- Redmi K80 Ultra: все характеристики слили до... (844)
- Марк Цукерберг рассчитывает нанять... (775)
- Зафиксирована мощнейшая вспышка на Солнце: в... (732)
- На Солнце зафиксирована мощнейшая вспышка... (1008)
- Исторический запуск отложили: NASA не может... (923)
- Samsung Galaxy S25 Edge скоро получит One UI... (1164)
- Представлен новый Skoda... (1024)
- Российские Kia и Hyundai (под брендом... (742)
Российские учёные создали нейрокаску для управления беспилотниками силой мысли
Дата: 2022-10-23 17:41
Учёные Института проблем управления им. В.А. Трапезникова (ИПУ РАН) и Воронежского госуниверситета (ВГУ) создают нейрокаски, которые позволят управлять беспилотниками силой мысли, точнее с помощью электрических сигналов мозга. Технология также позволяет удаленно контролировать состояние человека в шлеме — его самочувствие и настроение. Как полагают разработчики, такие приборы в будущем могут потребоваться военным, строителям, геологам, а также для реабилитации людей с ограниченными возможностями.

«Речь — об использовании биоактивных человеческих импульсов, потому что сам по себе человек — это электронная биомашина. В процессе его жизнедеятельности изменяется электрическая активность. Данное электрическое состояние мы и можем фиксировать», — рассказал «Известиям» старший научный сотрудник ИПУ РАН Данияр Вольф.
Электрические импульсы головного мозга регистрируют с помощью специальной нейрогарнитуры, вмонтированной в обычную солдатскую каску. Для снятия энцефалограммы используется сухой электрод. Человеку не требуется никаких дополнительных шапочек и геля, который используют, например, в больницах. Это дает возможность применять нейрокаску где угодно, даже в полевых условиях.
«Сухой электрод монтируется в каску либо в фуражку. Есть специально разработанное приложение для мобильного устройства, которое получает электросигналы, расшифровывает их, интерпретирует в команды для управления дроном или любым другим беспилотным устройством. Также мы можем видеть различные ментальные состояния носящего шлем», — сказал Данияр Вольф.
По словам изобретателей, таким образом можно управлять не только дроном, но и машиной, лодкой, легким самолетом, подводным и даже космическим аппаратом. Командовать объектом можно не только силой мысли, но и взглядом, рассказал «Известиям» еще один разработчик — заведующий лабораторией медицинской кибернетики факультета компьютерных наук ВГУ Ярослав Туровский. К примеру, для того, чтобы беспилотник осуществил посадку, надо трижды моргнуть. А для того, чтобы он полетел вперед, оператор должен очень сосредоточенно мысленно отдавать такую команду. С помощью мобильного приложения можно регулировать уровень сигнала, передаваемого от оператора объекту.
Разумеется, человек, управляющий такой нейрокаской, должен быть обучен работе с ней. Первые образцы можно использовать как тренажеры ментального состояния для игровой индустрии, например для групповых симуляторов.
Нейроинтерфейсы — востребованная тема для исследований в ближайшем будущем, считает соруководитель школы ключевых исследователей в сфере искусственного интеллекта СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Антон Филатов.
«О таких технологиях писатели-фантасты грезили почти 100 лет назад. Рассматриваемая каска предлагает элегантный способ чтения информации с человека — его энцефалограмму. Это богатый источник для сигнала. Основная сложность в проектировании таких интерфейсов — индивидуальность человека. Разумеется, по-прежнему стоит вопрос адаптации каждой конкретной каски к конкретному оператору. Но концепция перспективна», — уверен он.
Если создатели нейрокасок смогут добиться поставленных целей, то технологию можно будет использовать и для разработки других нейроинтефейсов, например для управления компьютером на расстоянии.

Развитие неинвазивных (без проникновения внутрь организма) интерфейсов человека и машины можно считать не только фундаментальным исследованием на стыке наук, но и прикладным. Они найдут применение в современных системах управления, подчеркнул заведующий лабораторией киберфизических систем Института проблем управления РАН Роман Мещеряков.
«Российская научная школа находится на передовых позициях и имеет существенный задел в области создания программно-аппаратных систем такого класса. Потихоньку мы движемся в мир будущего, в котором будут тесно взаимодействовать физический и кибермиры», — сказал он.
Сейчас в ИПУ РАН работают над прототипами нейрокасок и ищут индустриальных партнеров для их производства.
Подробнее на iXBT
Предыдущие новости
Европейское космическое агентство нашло замену ракете «Союз» для запуска телескопа Euclid. Это сделает американская Falcon 9 компании SpaceX
Европейское космическое агентство (ESA) запустит телескоп Euclid на ракете Falcon 9. Об этом сообщило издание Space News. Запуск планировался на конец текущего года. Ранее предполагалось использовать для этого российскую ракету «Союз-СТ-А», но из-за конфликта между Россией и западными странами по ситуации на Украине ESA пришлось искать альтернативу. Ей могла бы стать...
В России появились новые Apple Watch Ultra, Watch SE и Watch 8. Только цены в два раза выше, чем в Европе, а спрос совсем не ажиотажный
В продаже в России появились представленные Apple в сентябре умные часы Watch Ultra, Watch 8 и Watch SE — они уже есть в ассортименте «Билайна», re:Store и других сетей. Но цены на новинки на сайтах продавцов в среднем на 40–50% выше, чем в Европе. Apple Watch 8 и SE и Ultra вышли на мировой рынок 16 сентября. 18 октября продажи этих гаджетов начались в интернет-магазине...
Фанаты нашли зашифрованные послания в трейлере Silent Hill: Townfall
На этой неделе Konami провела прямую трансляцию, где анонсировала несколько проектов во вселенной Silent Hill. Среди них была Silent Hill: Townfall — возможно, самая загадочная новая игра серии. Кроме короткого тизер-трейлера с загадочным голосом за кадром и душераздирающей музыкой о ней ничего неизвестно. Но фанаты думают, что они разгадали подсказку, спрятанную в...
Борьба началась: автор Disco Elysium подал в суд на студию ZA/UM
На официальном сайте эстонского суда обнаружили запись, из которой стало известно, что ведущий геймдизайнер Disco Elysium Роберт Курвиц (Robert Kurvitz) подал в суд на студию ZA/UM. Ранее мы сообщали о том, что в конце 2021 года компанию покинули ведущие авторы игры. Источник изображения:...